С началом 1910-х гг. в общеевропейском изобразительном искусстве наступает новый этап, появляются живописные и графические произведения, несущие в себе ощущение приближающейся общемировой катастрофы. Искусство Серебряного века неминуемо уходило в небытие, также как дворянская культура. Начавшаяся Первая мировая война привела к крайнему напряжению внутри Российской империи, но в странах, начавших войну, считали, что конфликт будет скоротечным и победоносным. Уже в августе 1914 г. целый коллектив художниковав-ангардистов создал объединение «Сегодняшний лубок», которое поставило на поток производство плакатов и почтовых карточек, продолжавших традиции «старого» русского лубка — в технике нарочито примитивной раскрашенной гравюры, сопровождавшейся небольшим текстом в стихах. В объединение вошли художники со всемирно известными впоследствии именами — К.С. Малевич, А.В. Лентулов, Д.Д. Бурлюк, И.И. Машков и др. Большинство текстов для этих изображений написал В.В. Маяковский, который выступал также и в роли художника.
В скором времени стало понятно, что война будет долгой и не такой «красочной», как на картинках «Сегодняшнего лубка». В.В. Маяковский впоследствии писал, что деятельность объединения прекратилась уже к ноябрю 1914 г. из-за понимания «отвратительных ужасов войны». Плакаты 1915-1916 гг. впитали в себя наиболее яркие и значимые события, их художественный язык был прост и доступен. Народная картинка стала одной из основ его неопримитивизма. Такие приемы использовал К.С. Малевич, изображаемые им фигуры на локально окрашенных фонах в раннем «крестьянском цикле» перекликаются с творчеством В. Маяковского. Война обострила внимание к этому виду творчества как к традиционному, не раз испытанному средству воздействия на солдатские, в значительной мере крестьянские, массы в духе патриотизма.
Массовым с 1916 г. становится проведение благотворительных художественных выставок в Петербурге, Москве и других крупнейших городах страны в поддержку организации Красного Креста. Газеты пестрели объявлениями о помощи фактической: теплые вещи, продукты питания — все для фронта. Грядущие глобальные перемены были очевидными для многих. Власть провозглашала: «Война до победы и верность союзникам», солдаты и рабочие настойчиво требовали «Долой грабительскую войну, мы хотим хлеба и мира». В марте 1917 г. все чаще на митингах как стихийных, так и организованных, звучал лозунг – «Вся власть Советам рабочих и солдатских депутатов!». Появляется и революционное искусство, противоречащее традиционному искусству – «…дело не в реализме, дело в искренности», но не так просто было отказаться от привычной формы выражения зрительного образа.
К середине 1917 г. набирали популярность лозунги большевиков, и в самом начале революции левые художники первыми пошли на сотрудничество с молодой советской властью, что помогло им занять ведущее положение в искусстве. Авангардисты, футуристы были в меньшинстве, но меньшинство было активным. Политические убеждения, а тем более эстетические взгляды большевиков не совпадали со взглядами художников, но именно этот тандем способствовал пику популярности авангарда. Ориентация на будущее — вот оно искусство нового времени, что напрямую способствует сознательному сближению большевиков с художниками нового толка. Изобразительный язык стал лаконичным, а затем выразился в символичных фигурах плакатов «Окон РОСТА» (1919–1921).
Искусство молодого советского государства, пронизанное идеологией, невозможно представить без знамен, стягов, сопровождавших стихийные митинги и собрания. Яркими и запоминающимися стали агитационные листы, плакаты как полихромные, так и монохромные. Военные лубки В.В. Маяковского и К.С. Малевича, созданные во время Первой мировой войны - это буффонное, игровое творчество. Изучение плакатов дает обширный материал для понимания эстетики русского авангарда. Сосредоточенный на критике существующего искусства и формопорождении нового он выражал себя в игровом, эпатажном действии, но, как подчеркивал М.М. Бахтин, «большим переворотам даже в области науки всегда предшествует, подготовляя их, известная карнавализация сознания». О возможности кровавой Гражданской войны тогда еще, как будто, и не помышляли: «…мало кому было ясно, насколько легче революции входят в логику своего безумия, чем разум своей истины».
Выставка продолжит работу до 5 апреля 2020 года.
Куратор выставки - старший научный сотрудник, зав. сектором изобразительного искусства отдела фондов ЦВММ М. С. Олейник.