Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого хранит большую и уникальную коллекцию живописи, в состав которой входят прекрасные образцы живописи XVIII, XIX и ХХ вв.
В эпоху романтизма, в 1840-е гг., в живописи начинает формироваться отечественная школа маринистки. Русские маринисты — это воспитанники Императорской академии художеств. Первым из них стал Иван Константинович Айвазовский (1817–1900), именно ему удалось утвердить в русском искусстве маринистку в правах наравне с другими жанрами живописи.
На смену И. К. Айвазовскому в 1856 г. на должность художника Главного морского штаба был назначен Алексей Петрович Боголюбов. Маринист часто бывал во Франции и подолгу жил там. В Париже 10 декабря (28 ноября) 1877 г. по инициативе А.П. Боголюбова было основано «Общество взаимного вспомоществования русских художников». Кружок русских художников в Париже не только объединял живших вдали от родины художников, но и создавал им условия для работы. Тем самым он способствовал развитию русского искусства. А. П. Боголюбова, как профессор Санкт-Петербургской Академии художеств, был попечителем находившихся за границей ее пенсионеров. Вместе с ними он выезжал на этюды, организовывал показ работ на выставках. Художники А. К. Беггров, Н. Н. Гриценко, М. С. Ткаченко, Л. Д. Блинов и другие были близки ему по духу.
В 1878 г. был назначен на службу в Морское ведомство в звании художника Морского министерства ученик А. П. Боголюбова — А. К. Беггров. Художник первым стал разрабатывать бытовые сюжеты в маринистике. Член Товарищества передвижных художественных выставок, он изображал жизнь согласно демократическим веяниям, которые широко освещались в литературе, публицистике и музыке. Привычными и узнаваемыми сегодня стали изображения палубы фрегата «Светлана». Художник написал три картины, посвященные повседневной службе моряков, очевидно, по государственным заказам. Персонажи картин имеют портретное сходство, ведь живописец хорошо знал экипаж этого корабля. Как офицер винтового фрегата «Светлана», А. К. Беггров сопровождал великого князя Алексея Александровича в кругосветном плавании в 1871–1873 гг., затем в 1879 г. на «Светлане» художник совершил плавание вокруг Европы из Кронштадта в Грецию. На «Светлане» механиком служил младший брат художника — Михаил.
Тема моря являлась главной в творчестве А. К. Беггрова. Благодаря ему морской пейзаж стал ближе и понятнее зрителю. Художник показывал в своих работах не только баталии и блеск парадного мундира, но и повседневный труд моряков.
Александр Карлович Беггров (17 [29] декабря 1841, Санкт-Петербург – 14 [27] апреля 1914, Гатчина) — морской офицер, живописец-маринист, акварелист, академик (1899) и почетный член (1912) Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок. Придерживался в творчестве академических традиций. Для продолжения художественного образования уехал во Францию, где в 1871–1874 гг. учился у художников А. П. Боголюбова и Л.-Ж. Бонна.
В 1878 году А. К. Беггров назначается художником Морского министерства и остается в этой должности до конца жизни.
Экспонент Всемирных выставок в Вене (1873) и Париже (1878, 1900), за картину «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» А. К. Беггров был удостоен в 1878 г. высшей награды («гран-при»).
За ряд картин живописец был награжден Малой серебряной медалью Императорской Академии художеств. В 1885 г. он становится одним из учредителей «Общества русских акварелистов».
Малоизвестным фактом в биографии художника А. К. Беггрова является связь мастера с коммерческим делом. Семье Беггровых принадлежала востребованная на рубеже ХIX–XX вв. художественная мастерская, занимающаяся изготовлением гравюр, литографий, копий и художественных рам. Мастерская находилась на Невском проспекте, дом 4 и пользовалась вниманием у весьма именитых заказчиков, таких как П. А. Гамбс — почетный гражданин, мебельный мастер и поставщик Императорского двора. Известно, что сюда для обрамления в раму И. Е. Репин принес свою первую картину — «Подготовленные к экзаменам». После того, как А. К. Беггров унаследовал мастерскую, она начала совместную деятельность с военно-типографическим отделом Главного штаба.
Как и все художники, А.К. Беггров придавал большое значение обрамлению своих картин. Нередко на выставках художник не упускал возможности рекламировать продукцию собственной художественной мастерской. На международной выставке в Берлине 1891 г. экспонировалась картина «Открытие морского канала в Санкт-Петербурге», отправленная Императорской Академии художеств и представленная публике в изящно декорированной раме. В рекламный раздел каталога к выставке вошла информация о некой петербургской мастерской на Невском проспекте. После неоднократной демонстрации произведения на отечественных и международных выставках А. К. Беггров преподнес картину в дар Морскому музею. Картина в этой же раме заняла достойное место в экспозиции, что зафиксировано на фотоснимке К. К. Буллы за 1909 г.
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого благодарит за участие в выставке Государственный Русский музей, Государственный музей-памятик "Исаакиевский собор", Российский государственный исторический архив, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Российский государственный архив Военно-Морского Флота.
Выставка продолжит работу до 24 февраля 2022 года.