Помоги музею ЦВМ Вконтакте История русского флота

Выставка "Гравюры с видами Санкт-Петербурга и судами на реке Неве. К 25-летию возвращения Санкт-Петербургу исторического названия и 300-летию со дня рождения М.И. Махаева.

На выставке представлено репринтное издание альбома «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов» изданный трудами Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге в 1753 году к 50-летию Санкт-Петербурга. Символично, что эти два юбилея мы отмечаем в «Морском музее» – так как в этом знаменитом альбоме город на Неве предстает истинной морской столицей.

Из поколения в поколение, из столетия в столетие популярность гравюр из этого фолианта не угасает, а актуальность и основная идея его создания принимает все новые и новые формы. Переименование города и его улиц, затем возращение исконных названий в истории северной столицы отражают как в реке историю нашей страны нового и новейшего времени. Незыблемы только бесконечные перспективы этого места, подтверждающие идею и образ вечного города Святого Петра.

Все авторы, воспевающие красоту невских берегов, имеют одну черту – одержимость в его изображении с некоторыми искажениями и идеализацией. К таковым можно отнести и Михаила Махаева, по рисункам которого были гравированы 16 листов.

Многие статьи и монографии, книги и альбомы, посвященные биографии и творчеству М.И. Махаева, от Ф.Г. Беренштама, А.А. Федорова-Давыдова, Ю.И. Герштейна и А.А. Сидорова до Г.Н. Камеловой, М.А. Алексеевой и К.В. Малиновского дают подробные описания города и последовательность работ по созданию знаменитого альбома 1753 года. По мере изучения жизни М. Махаева дополняются сведения о мастере и уточняются особенности воспроизведения архитектуры города в его работах, однако морская составляющая уходит на второй план.

Наша выставка нацелена рассказать о морской символике уже хрестоматийных видов Санкт-Петербурга, напомнить о морской столице, воплощенной в композициях М. Махаева. На выставке впервые, за более чем 70 лет, экспонируются полумодели кораблей и судов того времени. Каждая из них прошла научную переатрибуцию, с итогами которой можно ознакомится в этикетаже к этим предметам. Также представлены скульптурные фигурки, реконструирующие форму одежды матросов и офицеров российского флота периода от Анны Иоанновны до Екатерины II.

Специально к выставке отпечатан и «собран» альбом в том масштабе и виде, в котором он был представлен императрице Елизавете Петровне, а затем и в европейские монаршие коллекции. План с 12 видами Санкт-Петербурга был отпечатан в мае 1753 года тиражом сто экземпляров и предназначен «в подарок за море господам послам и посланникам и обретавшимся при чужестранных дворах российским послам в Вене, Гааге, Дрездене, посланникам в Варшаве, Гамбурге, Данциге, Копенгагене, Лондоне, Стокгольме и королевские библиотеки Берлина, Дрездена, Копенгагена, Лондона, Парижа, Стокгольма». Это издание показывает эволюцию использования эффекта объектива и фототипии при печати. В 1753 году М. Махаев пользовался камерой-обскура для отображения ведут на бумаге, а автор оттисков 2016 года пользовался при печати проявлением изображения на листе приемом пигментной хромотипии. Этот факт объединяет двух мастеров, а также начало и конец эпохи фотографии.

ЭКСПОНАТЫ