Датой создания Балтийского флота считается день 7 (18) мая 1703 г., когда в устье Невы русские воины под началом царя Петра I одержали над шведским флотом первую в ходе Северной войны победу на Балтике, взяв на абордаж два судна.
После разгрома армии шведского короля Карла XII под Полтавой (1709) для успешного окончания Северной войны 1700–1721 гг. Россия активизировала строительство сильного военного флота на Балтийском море.
Создав мощный регулярный флот, Россия приступила к решительным действиям. С помощью флота в 1710 г. были взяты такие важнейшие города-крепости, как Выборг, Ревель, Рига, очищено от шведов южное побережье Финского и побережье Рижского залива. В 1713 г. пала последняя крупная база шведов в Финляндии — Гельсингфорс.
В 1714 г. русский флот одержал выдающуюся победу над шведским флотом у мыса Гангут. Эта виктория продемонстрировала растущую мощь Балтийского флота. Инициатива в военных действиях на море перешла к русским морякам.
На завершающем этапе Северной войны Балтийский флот одержал еще две победы: у острова Эзель в 1719 г. и у острова Гренгам в 1720 г.
В 1721 г. был подписан Ништадтский мир, по которому России возвращались ее исконные земли по берегам Финского залива и передавались другие территории Прибалтики. Задача возвращения выхода в Балтийское море была решена. Немалую роль в этом успехе сыграл молодой Балтийский флот.
Петр I проявлял особый интерес к морскому делу и кораблестроению. Его трудами был создан военный флот России, он основал Модель-камеру, коллекции которой стали основой Центрального военно-морского музея.
В настоящее время в ЦВММ хранится около 40 мемориальных предметов, принадлежавших Петру Великому или имевших к нему непосредственное отношение.
На выставке экспонируются реликвии, принадлежавшие Петру I: его рабочий колет и адмиралтейское кресло, а также английские адмиралтейские модели кораблей конца XVII — начала XVIII века из личной коллекции Петра, модели кораблей Балтийского флота первой половины XVIII века русской работы, чертежи кораблей той эпохи, в том числе два подлинных чертежа с собственноручными резолюциями Петра I, старинные приборы и мореходные инструменты, произведения живописи и скульптуры, печатные морские уставы, регламенты XVIII века и другие документы, рассказывающие о становлении Балтийского флота и его державном основателе.