1700 г.
Соломбальская верфь, г. Архангельск
Масштаб 1:12
Торговое судно было построено в Архангельске на Соломбальской верфи в числе шести однотипных судов, которые были заложены в 1700 г. и в 1701 г., спущены на воду и достроены.
Длина — 41 м., ширина — 11м, осадка — до 5 м, грузоподъемность — до 800 т, экипаж: шкипер (капитан), штурман — 1, команда до 20 человек.
Имело две грузовые палубы и трюм; верхняя палуба седловатая, борта завалены внутрь, нос и корма закруглены. Построено из соснового леса, подводная часть просмолена густою смолою. Обладало хорошими мореходными качествами. Для погрузочных работ на верхней палубе устроены два грузовых и пять световых люков. В кормовой части над ватерлинией слева от ахтерштевня устроен лацпорт для загрузки древесины в грузовой трюм прямо с воды. Парусное вооружение: трехмачтовое, прямое, трехъярусное (главные паруса, марсели, брамсели). Рулевое устройство: перо руля обыкновенное, управление — штурвалом через штур-тросы. Якорное устройство: брашпиль за фок-мачтой, якорные пеньковые канаты, адмиралтейские якоря, крамболы — балки для подъема якорей от воды к верхней палубе. Навигационные пособия и инструменты: карты, таблицы склонения солнца и звезд, градштоки для измерения высоты светил- 2 (иногда астролябия), компасы — до 8 шт., часы песочные — до 8 шт.,(8-часовые,
4- часовые, 1-часовые, получасовые).
Суда предназначались для ведения морской торговли со странами Западной Европы. Для защиты от каперов вооружались артиллерией калибром до 6 фунтов. Строительством этих судов (построено около 20 единиц) была предпринята попытка борьбы с иностранной монополией на перевозки как русских, так и иноземных товаров исключительно иностранными судами (в основном голландскими и английскими). Однако высокие пошлины на товары, доставленные под российским торговым флагом, вынудили продать суда иностранным купцам.
После окончания Северной войны торговый грузовой поток Россия—Западная Европа был направлен через Кронштад—Санкт-Петербург, что привело к упадку архангельского торгового мореплавания, и способствовало развитию морского промыслового судостроения и промыслового мореплавания.
Старейшая русская модель. Поступила в Морской музей в 1867 г. из Управления Архангельского порта.