Помоги музею ЦВМ Вконтакте История русского флота

Модель килевания 66-пушечного корабля

В ходе службы деревянных парусных судов их подводная часть (днище) обрастали водорослями, ракушками, поедались морскими червями, в трюмы фильтровалась забортная вода. Суда тяжелели, теряли свои мореходные и маневренные качества. Для восстановления этих качеств суда периодически подвергались килеванию — наклонению судна набок настолько, чтобы подводная часть его с килем вышла из воды.

Операция килевания проделывалась на участке приглубого берега (килен-банка) с помощью специального портового оборудования — установленных на берегу воротов. Перед килеванием судно разоружалось. После  окончания работ на подводной части одного борта. судно устанавливалось на ровный киль, отводилось от киль-банки, разворачивалось другим бортом и процесс килевания повторялся.

После постройки в 1752 г. в Кронштадте канал-дока Петра Великого, а затем и других в Кронштадте и Севастополе подобную операцию стали выполнять, в основном, в них. Этот процесс получил название «тимберовка». В 1859 г. в Петербурге для этих целей был построен первый в России плавучий док.

Разновидностью килевания является кренгование — наклон судна без выхода киля из воды, применяемый для чистки подводной части от ракушек и мелкого ремонта обшивки корпуса судна.