Помоги музею ЦВМ Вконтакте История русского флота


В филиале ЦВММ «Подводная лодка Д – 2 „Народоволец‟» открылась выставка «Начало» об истоках Подводного флота России

В преддверии отмечаемого 19 марта Дня моряка-подводника в филиале Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого «Подводная лодка Д – 2 „Народоволец‟» открылась выставка «Начало», переносящая зрителя в петровскую эпоху, ознаменованную первыми попытками создать подводное судно.

В 1719 году крестьянин из подмосковного села Покровское-Рубцово Ефим Никонов подал челобитную на имя Петра I, в которой сообщал, что “сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли… и для пробы тому судну учинит образец». В том же письме было сказано, что это судно “будет ходить в воде потаенно”.

Модель этого «потаенного судна» в натуральную величину и является главным экспонатом выставки. К эпохе Петра Великого его прочно крепит расположенный рядом якорь 1702 года, который предположительно можно отнести к принадлежностям одного из судов флотилии шняв Петра I, так как поднят он со дна именно в том месте, где эти шнявы проходили.    

Что же касается проекта «потаенного судна», то царь Петр увидел в этом изобретении необычайную полезность для государства, 13 января 1720 года принял Никонова у себя в кабинете и долго наедине вел с ним беседу. Уверовав в реальность проекта, царь приказал никому этой идеи не разглашать и, “таясь чужого глаза”, немедленно приступить к делу. 31 января этого же года Адмиралтейств-коллегия выслушала сообщение Петра I о “потаенном судне” и оформила указ: "Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина велеть образцовое судно делать…"

1 февраля 1720 года Никонов, которому Петр I присвоил звание "мастера потаенных судов", официально приступил к строительству опытного “судна-модели” на специальном участке Галерного двора. В помощь себе Никонов мог подобрать на судоверфях Санкт-Петербурга лучших мастеровых.

Петр часто заходил на участок строительства, интересовался ходом работ, подсказывал, как и что лучше сделать, подбадривал мастеров. В конце января 1721 года строительство судна-модели было в основном закончено, а в марте Никонов лично доложил об этом Петру I. Но испытания задержались и были проведены только поздней весной 1724 года на Неве. На площадке испытаний, кроме царя, присутствовали ответственные чиновники Адмиралтейства и адмиралы. Ефим Никонов отвесил всем поклон, перекрестился и спустился в люк своего “потаенного судна”. Началось погружение лодки. Неожиданно для всех, в том числе и для Никонова, лодка быстро провалилась на глубину и от удара о грунт дала течь и стала наполняться водой. Петр I лично организовал спасение изобретателя и его судна.

Было и еще одно испытание судна, уже после смерти Петра Великого. В апреле 1725 года в присутствии президента Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирала Ф.М. Апраксина были проведены повторные испытания “потаенного судна”. Трижды Ефим Никонов погружался в воды Невы, но каждый раз вынужден был всплывать на поверхность: “…пробовано-жь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течькою воды”.

В итоге 29 января 1728 года в Адмиралтейств-коллегии было принято решение о прекращении работ над “потаенным судном”. Никонов был разжалован из мастеров в рядовые “адмиралтейские работники” и сослан в Астраханское адмиралтейство, где в это время строились корабли для Каспийской флотилии, “с прочими отправляющимися туда морскими и адмиралтейскими служителями под караулом”.

Таким образом, подводная лодка имени Никонова не получилась, но факт, что именно Петр Первый «благословил» ее создание, неоспорим. У нас о нем знают даже дети, которым новая экспозиция особенно полюбилась .

Кстати, Ефим Никонов далеко не одинок в своих безуспешных попытках покорения водной стихии, свидетельство чему расположенный рядом с моделью его судна экспокомплекс, посвященный нереализованным проектам субмарин. По замыслу создателей, они должны были доставлять к вражескому берегу танки и самолеты, но так и остались на бумаге.