Помоги музею ЦВМ Вконтакте История русского флота

Ладожская трасса зимой 1942—1943 годов

Подготовка к работе ледовой трассы зимой 1942–1943 годов началась заблаговременно, в конце августа 1942 года был утвержден План мероприятий по организации автомобильной дороги через Ладожское озеро на зимний период 1942-1943 года. Этот план предусматривал не только автогужевые трассы, но и строительство железнодорожного пути по льду Шлиссельбургской губы. 31 октября было принято постановление «О строительстве Военно-автомобильной дороги через Ладожское озеро на 1942–1943 годы». Документ подписали руководители обороны Ленинграда Л.А.Говоров, А.А.Жданов, А.А.Кузнецов, Т.Ф.Штыков и Н.В.Соловьев.

Вторая блокадная зима выдалась теплой. Ладога не замерзала, что тормозило начало работы ледовой трассы. Лишь 20 декабря 1942 года началось движение на лошадях, а 24 декабря была разрешена перевозка грузов на автомашинах. Несмотря на чрезвычайно неблагоприятные условия для работы ледовой дороги — подвижность льда, который периодически смещался, образуя трещины, трасса действовала в полную силу. На всем пути стояли домики на полозьях, палатки регулировщиков, ремонтные летучки. В течение зимы силами мостостроительных частей было построено более 500 сборно-разборных мостов для перекрытия трещин. Усилились охрана и противовоздушная оборона ледовой дороги.

Выполняя Постановление ГКО от 21 ноября 1942 года, началось сооружение свайно-ледовой железнодорожной переправы через Ладогу силами бойцов 9-й железнодорожной бригады с западного берега и 11-й железнодорожной бригады с восточного. Железная дорога протяженностью 35 км должна была соединить станции Ладожское озеро и Кобону. Строительство железнодорожной линии было прекращено в связи с прорывом блокады Ленинграда.

Первоочередной задачей ледовой трассы было обеспечение всем необходимым войска Ленинградского фронта и Балтийского флота, готовившихся к прорыву блокады Ленинграда. Всего  за время работы ледовой трассы в 1942–1943 годах удалось перевезти в Ленинград 118 тысяч т продовольствия, 55 тысяч т боеприпасов, 33 тысячи т угля и горючесмазочных материалов, эвакуировано 88 тысяч человек. 30 марта 1943 года ледовая дорога была закрыта, а 4 апреля на Ладоге открылась третья военная навигация.