Помоги музею ЦВМ Вконтакте История русского флота

Оборона водной трассы. 1942 год

Едва началась навигация, как сразу же налеты вражеской авиации усилились. Утром 28 мая 1942 года Кобоно-Кареджский порт, а вечером порт Осиновец подверглись массированному авиационному налету. Из 102 вражеских самолетов шесть сбила зенитная артиллерия и 13 – истребительная авиация. На следующий день оба порта вновь подверглись бомбардировке. За навигацию 1942 года авиация противника совершила 120 дневных и 15 ночных массированных налетов на порты и базы ладожской коммуникации, но парализовать ее не смогла. Советской корабельной артиллерией, береговыми зенитными батареями и истребительной авиацией было сбито 160 самолетов противника. В экспозиции представлены экспонаты, посвященные летчикам —  Героям Советского Союза П.А.Покрышеву и А.Т.Севастьянову.

Не достигнув желаемых результатов авиационными налетами, немецко-фашистское командование решило сформировать на Ладожском озере свои военно-морские силы и с их помощью сорвать перевозки по водной трассе. На Ладогу были переведены четыре итальянских торпедных катера новейшей конструкции, шесть катеров-тральщиков для минирования и специальные десантные штурмовые паромы, названные по имени их конструктора «зибелями». Модель десантного судна типа «Зибель» представлена в экспозиции музея. Первые 15 судов этой конструкции появились на Ладоге в июле 1942 года и составили специальный отряд под названием «флотилия паромов». Была также сформирована флотилия, в которую входили шесть немецких минных заградителей. Главной базой объединенных немецко-финских сил стал порт Лахденпохья. Первоочередной задачей группировки было уничтожение боевых кораблей Ладожской флотилии.  

В сложившейся обстановке командованием флотилии были приняты меры к укреплению противодесантной обороны. Так, на небольшом острове Сухо с маяком, расположенным в 37 км от города Новая Ладога, была установлена трехорудийная батарея 100-миллиметрового калибра. Гарнизон острова насчитывал 93 моряка. Батарея о. Сухо занимала важное место на пути следования кораблей и судов по водной трассе «Дорога жизни» и прикрывала вход в Волховскую губу к главной базе флотилии. Немецкое командование приняло решение провести специальную операцию под кодовым названием «Бразиль»: внезапно высадить десант на остров Сухо и уничтожить батарею, гарнизон и маяк.

Ранним утром 22 октября 1942 года, воспользовавшись плохой видимостью, отряд кораблей противника напал на остров Сухо. Экспонаты музея рассказывают о героической обороне острова силами немногочисленного гарнизона против превосходящих сил противника и помощи кораблей Ладожской флотилии и авиации в отражении атаки. К 9 ч 20 мин десант был полностью выбит с острова, Дорога жизни была спасена.