Советская судостроительная промышленность в начале 50-х годов прошлого столетия построила и сдала ВМФ СССР 14 легких артиллерийских крейсеров проекта 68бис. 12-й крейсер из этой серии получил имя великого русского полководца, генерал-фельдмаршала, героя Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова.
Крейсер «Михаил Кутузов» был заложен в феврале 1951 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и построен в январе 1954 года. После государственных испытаний 9 августа 1954 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР. Этот день является годовым праздником корабля.
После сдачи обязательных курсовых задач корабль был введен в состав Черноморского флота в январе 1955 года. Зоной его ответственности стали Средиземное и Черное моря, а также Центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нес службу вплоть до вывода из боевого состава в 1988 году. К этому моменту корабль прошел 211 900 миль.
Многие послевоенные корабли проекта 68бис получили возможность проявить себя на мирном поприще. Так, крейсер «Михаил Кутузов» сделал себе «политическую карьеру» и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.
Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе арабо-израильской войны в 1967 и 1973 годах. Он находился в порту Александрия в качестве запасного командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его присутствия в Александрии был гарантом мира. Нападение на корабль «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налета на александрийский порт удалось избежать.
За свою карьеру «корабль-политик» совершил 15 дальних походов, но самый запоминающийся из них состоялся в июне 1957 года, когда крейсер был направлен на празднование 40-летия Октябрьской революции в Ленинград.
Отряд кораблей Черноморского флота в составе крейсера «Михаил Кутузов», эсминца «Безукоризненный» и двух сторожевых кораблей, пройдя Черное и Средиземное моря, вышел в Атлантический океан, обогнул Европу и под флагом командующего эскадрой Черноморского флота, контр-адмирала Чалого Василия Филипповича совершил переход по маршруту Севастополь — Таллин — Ленинград. По прибытии в Ленинград корабли стали на бочки перед мостом Лейтенанта Шмидта.
Моряки-черноморцы, флагманским кораблем которых был крейсер «Михаил Кутузов», приготовились почтить память фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова и возложить цветы на его могилу в Казанском соборе. Для ленинградцев это было потрясающее событие. Морской десант, около 600 человек, сошел на берег с черноморских кораблей. Офицеры и матросы оделись по форме — во все белое с ног до головы. Эта форма для моряков Северного и Балтийского флотов была непривычной, да и ленинградцы привыкли к черной морской форме. Моряки развернули Военно-морской флаг СССР. Корабельный оркестр грянул марш, и моряки, чеканя шаг, направились на Невский проспект к Казанскому собору. Толпы любопытных обступили моряков. Командир крейсера, капитан 2 ранга Григорий Емельянович Голота приветствовал ленинградцев: «Мы — моряки советского Черноморского флота прибыли к вам из Севастополя на празднование Дня Военно-Морского Флота!» «Ура! Это наши севастопольцы!» — отвечали люди. Все аплодировали, часто слышалось: «Молодцы!» Под звуки Гимна Советского Союза моряки возложили венок на могилу фельдмаршала М.И. Кутузова. Затем, под гордую музыку «Варяга», черноморцы направились в обратный путь. Все движение на Невском проспекте было остановлено. Тысячи людей приветствовали моряков. У многих, кто пережил ленинградскую блокаду, на глазах были слезы. Каждый испытывал гордость за наш славный Военно-Морской Флот. Патриотический подъем в Ленинграде в эти дни был чрезвычайно высок.
Послевоенная программа строительства кораблей ВМФ СССР предусматривала постройку более 20 крейсеров проекта 68бис, но 6 кораблей («Щербаков», «Адмирал Корнилов», «Кронштадт», «Варяг», «Архангельск», «Владивосток») не были достроены. Крейсера проекта 68бис родились в эпоху научно-технической революции и стремительного развития ракетно-артиллерийского вооружения. Великолепные боевые и эксплуатационные качества этих крейсеров были подтверждены на всех флотах, в ходе многочисленных походов и учений.
Легкие артиллерийские крейсера проекта 68бис
№ п/п |
Наименование |
Завод-строитель |
Дата закладки |
Дата подъема флага |
Дата исключения из состава флота |
Примечания |
1. |
«Свердлов» |
Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград |
15.10.1948 |
15.05.1952 |
30.05.1989 |
Продан в Индию в 1990 году. Разобран на металл |
2. |
«Дзержинский» |
Черноморский судостроительный завод, г. Николаев |
21.12.1948 |
18.06.1952 |
12.10.1988 |
Разобран на металл |
3. |
«Орджоникидзе» |
Судомеханический завод № 19 им. А. Марти, Ленинград |
19.10.1949 |
18.08.1952 |
24.01.19663 |
Передан Индонезии в 1963 году. Вошел в состав ВМС Индонезии под именем «Ириан» |
4. |
«Жданов» |
Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград |
11.02.1950 |
31.12.1952 |
19.04.1990 |
Продан Индии в феврале 1990 года. Разобран на металл |
5. |
«Александр Невский» |
Судомеханический завод № 194 им. А. Марти, Ленинград |
30.05.1950 |
31.12.1952 |
30.05.1989 |
Разобран на металл |
6. |
«Адмирал Нахимов» |
Черноморский судостроительный завод, г. Николаев |
27.06.1950 |
27.03.1953 |
27.07.1960 |
Разобран на металл |
7. |
«Адмирал Ушаков» |
Судомеханический завод № 194 им. А. Марти, Ленинград |
06.02.1951 |
08.09.1953 |
16.09.1987 |
Продан Индии в 1992 году. Разобран на металл |
8. |
«Адмирал Лазарев» |
Судомеханический завод № 194 им. А. Марти, Ленинград |
06.12.1951 |
30.12.1953 |
12.10.1986 |
Продан Индии в 1991 году. Разобран на металл |
9. |
«Александр Суворов» |
Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград |
31.08.1951 |
31.12.1953 |
15.12.1989 |
Продан Индии в ноябре 1990 года. Разобран на металл |
10. |
«Октябрьская Революция» (до 03.08.1957 - «Молотовск») |
Завод № 402, г. Молотовск |
25.09.1953 |
30.11.1954 |
16.09.1987 |
Разобран на металл |
11. |
«Адмирал Сенявин» |
Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград |
31.10.1951 |
30.11.1954 |
30.05.1989 |
Продан Индии в 1992 году. Разобран на металл |
12. |
«Михаил Кутузов» |
Черноморский судостроительный завод, г. Николаев |
февраль 1951 |
09.08.1954 |
июнь 1998 |
6.02.2012 включен в состав ЦВММ |
13. |
«Дмитрий Пожарский» |
Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград |
31.03.1952 |
31.12.1954 |
05.03.1987 |
Продан в Индию в 1990 году. Разобран на металл |
14. |
«Мурманск» |
Завод № 402, г. Молотовск |
28.01.1953 |
22.09.1955 |
03.07.1991 |
Продан Индии в 1994 году |