Помоги музею ЦВМ Вконтакте История русского флота

Серия крейсеров проекта 68бис

Советская судостроительная промышленность в начале 50-х годов прошлого столетия построила и сдала ВМФ СССР 14 легких артиллерийских крейсеров проекта 68бис. 12-й крейсер из этой серии получил имя великого русского полководца, генерал-фельдмаршала, героя Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова.

Крейсер «Михаил Кутузов» был заложен в феврале 1951 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и построен в январе 1954 года. После государственных испытаний 9 августа 1954 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР. Этот день является годовым праздником корабля.

После сдачи обязательных курсовых задач корабль был введен в состав Черноморского флота в январе 1955 года. Зоной его ответственности стали Средиземное и Черное моря, а также Центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нес службу вплоть до вывода из боевого состава в 1988 году. К этому моменту корабль прошел 211 900 миль.

Многие послевоенные корабли проекта 68бис получили возможность проявить себя на мирном поприще. Так, крейсер «Михаил Кутузов» сделал себе «политическую карьеру» и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе арабо-израильской войны в 1967 и 1973 годах. Он находился в порту Александрия в качестве запасного командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его присутствия в Александрии был гарантом мира. Нападение на корабль «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налета на александрийский порт удалось избежать.

За свою карьеру «корабль-политик» совершил 15 дальних походов, но самый запоминающийся из них состоялся в июне 1957 года, когда крейсер был направлен на празднование 40-летия Октябрьской революции в Ленинград.

Отряд кораблей Черноморского флота в составе крейсера «Михаил Кутузов», эсминца «Безукоризненный» и двух сторожевых кораблей, пройдя Черное и Средиземное моря, вышел в Атлантический океан, обогнул Европу и под флагом командующего эскадрой Черноморского флота, контр-адмирала Чалого Василия Филипповича совершил переход по маршруту Севастополь — Таллин — Ленинград. По прибытии в Ленинград корабли стали на бочки перед мостом Лейтенанта Шмидта.

Моряки-черноморцы, флагманским кораблем которых был крейсер «Михаил Кутузов», приготовились почтить память фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова и возложить цветы на его могилу в Казанском соборе. Для ленинградцев это было потрясающее событие. Морской десант, около 600 человек, сошел на берег с черноморских кораблей. Офицеры и матросы оделись по форме — во все белое с ног до головы. Эта форма для моряков Северного и Балтийского флотов была непривычной, да и ленинградцы привыкли к черной морской форме. Моряки развернули Военно-морской флаг СССР. Корабельный оркестр грянул марш, и моряки, чеканя шаг, направились на Невский проспект к Казанскому собору. Толпы любопытных обступили моряков. Командир крейсера, капитан 2 ранга Григорий Емельянович Голота приветствовал ленинградцев: «Мы — моряки советского Черноморского флота прибыли к вам из Севастополя на празднование Дня Военно-Морского Флота!» «Ура! Это наши севастопольцы!» — отвечали люди. Все аплодировали, часто слышалось: «Молодцы!» Под звуки Гимна Советского Союза моряки возложили венок на могилу фельдмаршала М.И. Кутузова. Затем, под гордую музыку «Варяга», черноморцы направились в обратный путь. Все движение на Невском проспекте было остановлено. Тысячи людей приветствовали моряков. У многих, кто пережил ленинградскую блокаду, на глазах были слезы. Каждый испытывал гордость за наш славный Военно-Морской Флот. Патриотический подъем в Ленинграде в эти дни был чрезвычайно высок.

Послевоенная программа строительства кораблей ВМФ СССР предусматривала постройку более 20 крейсеров проекта 68бис, но 6 кораблей («Щербаков», «Адмирал Корнилов», «Кронштадт», «Варяг», «Архангельск», «Владивосток») не были достроены. Крейсера проекта 68бис родились в эпоху научно-технической революции и стремительного развития ракетно-артиллерийского вооружения. Великолепные боевые и эксплуатационные качества этих крейсеров были подтверждены на всех флотах, в ходе многочисленных походов и учений.

 

Легкие артиллерийские крейсера проекта 68бис

 

п/п

Наименование

Завод-строитель

Дата

закладки

Дата

подъема

флага

Дата исклю­чения из состава флота

Примечания

1.

«Свердлов»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

15.10.1948

15.05.1952

30.05.1989

Продан в Индию в 1990 году. Разобран на металл

2.

«Дзержинский»

Черноморский судостроительный завод, г. Николаев

21.12.1948

18.06.1952

12.10.1988

Разобран на металл

3.

«Орджоникидзе»

Судомеханический завод № 19 им. А. Марти, Ленинград

19.10.1949

18.08.1952

24.01.19663

Передан Индонезии в 1963 году. Вошел в состав ВМС Индонезии под именем «Ириан»

4.

«Жданов»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

11.02.1950

31.12.1952

19.04.1990

Продан Индии в феврале 1990 года. Разобран на металл

5.

«Александр

Невский»

Судомеханический завод № 194 им. А. Марти, Ленинград

30.05.1950

31.12.1952

30.05.1989

Разобран на металл

6.

«Адмирал

Нахимов»

Черноморский судостроительный завод, г. Николаев

27.06.1950

27.03.1953

27.07.1960

Разобран на металл

7.

«Адмирал

Ушаков»

Судомеханический завод № 194 им. А. Марти, Ленинград

06.02.1951

08.09.1953

16.09.1987

Продан Индии в 1992 году. Разобран на металл

8.

«Адмирал

Лазарев»

Судомеханический завод № 194 им. А. Марти, Ленинград

06.12.1951

30.12.1953

12.10.1986

Продан Индии в 1991 году. Разобран на металл

9.

«Александр

Суворов»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

31.08.1951

31.12.1953

15.12.1989

Продан Индии в ноябре 1990 года. Разобран на металл

10.

«Октябрьская Революция» (до 03.08.1957 - «Молотовск»)

Завод № 402, г. Молотовск

25.09.1953

30.11.1954

16.09.1987

Разобран на металл

11.

«Адмирал

Сенявин»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

31.10.1951

30.11.1954

30.05.1989

Продан Индии в 1992 году. Разобран на металл

12.

«Михаил

Кутузов»

Черноморский судостроительный завод, г. Николаев

февраль

1951

09.08.1954

июнь 1998

6.02.2012 включен в состав ЦВММ

13.

«Дмитрий

Пожарский»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

31.03.1952

31.12.1954

05.03.1987

Продан в Индию в 1990 году. Разобран на металл

14.

«Мурманск»

Завод № 402, г. Молотовск

28.01.1953

22.09.1955

03.07.1991

Продан Индии в 1994 году