Помоги музею ЦВМ Вконтакте История русского флота

За корабельной броней

Ходовая рубка

Ходовая рубка крейсера — пост управления кораблем и его «мозг». В походе в ней находятся командир или старший помощник, а также рулевой, вахтенный офицер и другие лица в соответствии с ходовым расписанием. Вахтенный офицер, вахтенный штурман и другие офицеры принимали информацию от корабельных приборов и докладывали командиру текущую обстановку. Командир принимал доклады от должностных лиц и отдавал приказы на управление кораблем.

Помещение оборудовано необходимыми приборами и устройствами: машинным и рулевым телеграфами, гирокомпасом, комбинированным индикатором кругового обзора, на который можно вывести информацию от радиолокационных станций, и др.

Рубка оперативного дежурного

При выходе в море, а, как правило, крейсер выходил в море не один, в составе отряда боевых кораблей он был флагманом (кораблем управления) и из рубки оперативного дежурного производилось управление всеми кораблями, вышедшими вместе с крейсером в море.

В ходе модернизаций на крейсере под ходовым мостиком был оборудован БИП (боевой информационный пост), куда стекалась вся информация о воздушной, надводной и подводной обстановке, навигационной безопасности, а также о запасах корабля: боекомплекта, топлива, продовольствия, воды котельной и питьевой, о работе механизмов и агрегатов.

Штурманская и боевая рубки

В носовой надстройке расположены штурманская рубка и командный пост связи, а также боевые посты артиллерийской боевой части, боевой части связи и радиотехнической службы. В случае начала боевых действий управление кораблем с ходового мостика переходило в боевую рубку, которая находилась в носовой цитадели за ходовым мостиком. Рубка была бронированной.

В штурманской рубке осуществлялся контроль курса, скорости и элементов движения корабля и окружающих целей. Штурман прокладывал маршрут на специальном планшете с картой.

Офицерская кают-компания

Для совместного приема пищи и для проведения собраний, совещаний, торжественных мероприятий использовали кают-компанию. На крейсере их было две: офицерская и мичманская. Все члены кают-компании обращались друг к другу по имени-отчеству, без воинских званий. Можно было курить без разрешения командира корабля, но только в строго отведенное время: с 18:00 до 22:00. В годы службы крейсера доступ сюда был только у 72 офицеров и у 4-5 вестовых, подающих пищу.

Традиции кают-компанейства переняли у английского парусного флота. На прием пищи офицеры приходили в установленной повседневной форме одежды. Воскресные обеды происходили в парадной форме. У каждого офицера было свое, закрепленное за ним место. Занять чужое место считалось дурным тоном.

Было негласное правило: приходить в кают-компанию позже старшего помощника также считалось недопустимым.

На столы стелили чуть влажные скатерти, чтобы посуда не двигалась во время качки. Ели из корабельных сервизов: парадных или повседневных.

Еду подавали из специального буфета.

Каюта и спальня флагмана

Силами персонала крейсера был отремонтирован, оборудован и открыт для посетителей флагманский отсек корабля. Посетители знакомятся с бытом высшего офицерского состава, осматривая каюту, спальню и салон флагмана. В экспозиции представлены также документы ВМФ открытого доступа. В каюте флагмана размещали самых высокопоставленных лиц на борту. Обычно такими гостями были старшие начальники: командир бригады крейсеров или командующий флотом. Несмотря на высокий ранг гостей, каюта флагмана не обладает бронированием — она обшита обычной сталью толщиной 10 мм, а вот бронирование буфета (для сравнения) составляло 130 мм.

В каюте флагмана можно увидеть экспозицию, рассказывающую о Главнокоманду­ющем ВМФ СССР Адмирале Флота Советского Союза С.П Горшкове.

Салон офицерского состава

Салон офицерского состава предназначался для отдыха командиров, культурного досуга, музицирования, осуществления мероприятий, празднования юбилеев, проведения собраний. В помещении находятся шахматный стол, пианино, кожаные диваны, большие столы, полки с книгами.

Салон флагмана

Салон флагмана предназначался для совещаний флагмана с флагманскими офицерами, командирами кораблей, начальниками служб, для постановки задач, выработки тактических приемов, разбора выполненных задач.

Он отделан ценными породами дерева, оборудован мягкой мебелью. Обязательным атрибутом являлся большой рабочий стол.

Каюта офицеров

По сравнению с каютой флагмана офицеры на корабле жили достаточно скромно.

Как правило, в каютах размещались по одному или по два человека. В каюте находились спальное место (обычно с пробковыми матрасами), рабочий стол, диван для приема посетителей. Офицер в каюте помимо отдыха принимал подчиненных. Отделка каюты офицера не отличалась изысканностью, но была очень функциональна, так как в ней офицер проводил все свое внеслужебное время.

Кубрик

Для проживания личного состава на корабле было предусмотрено 38 кубриков разной вместимости — от 20 до 80 человек. Размещение коек в кубрике было в три яруса. Кубрики располагались на первой и второй непрерывных палубах. Кубрик на фото можно назвать элитным: он рассчитан на 27 матросов и оснащен иллюминаторами, чем не могли похвастаться аналогичные помещения на одну-две палубы ниже. Рундук также застилался матрасом и использовался в качестве койки. Правда, это место на флоте считалось наименее престижным — на нем располагались в основном новобранцы.

Раз в день, с 7:30 до 8:00, на корабле давалась команда набрать пресной воды. Кто не успел, оставался без чая на весь день. Отпуска полагались только офицерам и мичманам. Матросам срочной службы такая привилегия давалась только за определенные заслуги, так что многие за все три года могли ни разу не съездить на отдых — только служба.

Медицинский блок

Медицинский блок имел свою операционную, постоперационную, лазарет на 24 человека, аптеку, рентгеновский кабинет, изолятор на 6 человек и кабинеты врачей.

На корабле вели прием три доктора: терапевт, хирург и стоматолог. Несложные операции, вроде удаления аппендицита, хирург проводил прямо на корабле. А вот потребности в сложных операциях не возникало никогда — крейсер «Михаил Кутузов» знаменит также тем, что здесь ни разу за всю его историю не было происшествий с летальным исходом.

Камбуз

Для приготовления пищи было предусмотрено два камбуза (кухни). Питались офицеры, мичманы и матросы четыре раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Меню для всего личного состава было одинаковым: суп, пюре, котлета, компот. Офицеры имели дополнительный паек к каждому приему пищи: колбаса, сыр, печенье, повидло. Отдельно принимал пищу лишь командир корабля.

На камбузах одновременно были заняты 50 коков.

На кораблях послевоенной постройки вплоть до 60-х годов столовых предусмотрено не было — моряки питались прямо в кубриках по бачковой системе. На подразделение в 6-8 человек назначался так называемый бачковой, который по команде шел на камбузную палубу и получал бачок под первое и второе, а также чайник. Все это приносилось в кубрик, где за установленными в проходах раскладными столами («баками») матросы принимали пищу.