Помоги музею ЦВМ Вконтакте История русского флота

Устройство корабля

Основное предназначение крейсера — огневая поддержка при проведении морских десантных операций, сопровождение морских конвоев, ведение разведки, действия на коммуникациях противника, осуществление минных постановок.

Длина 210 м, ширина 22 м, осадка 7,5 м, полное водоизмещение 16640 т. Экипаж 1129 человек: 70 офицеров, 89 мичманов и 970 матросов срочной службы.

Для обеспечения живучести и непотопляемости крейсера его корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 16 главных отсеков. Крейсер имеет 3 палубы (палуба бака, 1-я и 2-я непрерывные палубы) и 3 платформы. Верхняя палуба крейсера имеет деревянный настил.

Согласно тактическому формуляру при затоплении трех смежных отсеков крейсер оставался на плаву, критический угол заката диаграммы остойчивости (расчетный) составлял 89 градусов.

Для защиты жизненно важных частей крейсера предусмотрено общее и местное бронирование. Основная масса брони приходилась на цитадель (от 32-го до 170-го шпангоута), состоящую из броневого пояса (100 мм) и траверзов (носового — 120 мм, кормового — 100 мм), накрытых 50-мм защитной палубой (2-я непрерывная палуба), бронирование боевой рубки — 130 мм. Подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия обеспечивалась двойным дном.

Энергетическая установка крейсера «Михаил Кутузов» состояла из паротурбинной механической 2-вальной и электротехнической установок и располагалась в 12 отсеках. В состав механической установки входило шесть главных парогенераторов типа КВ-68 (КГ-68). Они размещались со вспомогательными механизмами в газоводонепроницаемых отсеках — в котельных отделениях. Два главных турбозубчатых агрегата типа ТВ-72 мощностью по 55 000 л.с., были установлены в машинных отделениях. Это позволяло крейсеру развивать максимальную скорость хода до 32 уз (60 км/ч). Экономическим ходом (18 уз) крейсер мог пройти 7500 миль. Рулевая электрогидравлическая машина находилась в румпельном отделении. В отдельном помещении размещалась вспомогатель­ная котельная установка, обеспечивающая работу турбогенераторов и пожаробезо­пасность при стоянке корабля на якоре.

Запасы топлива (мазут) — 3800 т, воды питьевой — 95 т, воды котельной — 420 т.

Выработку электроэнергии обеспечивали пять турбогенераторов типа ТД-6 и четыре дизель-генератора типа ДГ-300 мощностью по 300 кВт каждый.

По запасам воды и продовольствия крейсер мог находиться в автономном плавании до 30 суток. По мореходности у крейсера ограничений не было.

Наличие двух надежных в эксплуатации и большой производительности испарите­лей для производства котельной воды обеспечивало экипаж водой для мытья.

В целом по вооружению, мореходным качествам и живучести крейсер пр. 68бис является одним из лучших в мире надводных кораблей этого класса. Отнюдь не случайно силуэт крейсера пр. 68бис украшает один из самых почетных нагрудных знаков ВМФ СССР — жетон «За дальний поход».

Крейсер «Михаил Кутузов» был целиком построен из отечественных материалов, имел цельносварной корпус. Ему суждено было стать крупным достижением в мировом и отечественном судостроении.

Крейсер — это «живой организм», насквозь пронизанный кабель-трассами, трубопроводами, со множеством электрических щитов, соединительных коробок. На крейсере 2500 помещений различного назначения: вентиляторные, агрегатные посты, барбеты, кубрики, каюты, кладовые, боевые посты, выгородки. Была своя типография, библиотека, читальный зал, банно-прачечный комбинат, хлебопекарня, слесарная мастерская, медицинский блок, клуб, сапожная мастерская.

На борту крейсера имелась и своя ремонтная база — слесарная мастерская. Оборудование позволяло проводить практически любые ремонтные работы прямо в море — электросварочные, газорезательные, станочные, электромонтажные и др.