Носовая часть
Сегодня «Михаил Кутузов» базируется в порту города Новороссийска и является кораблем-музеем. Корабль обладает внушительными габаритами и выглядит гигантом даже на фоне гор. Расстояние между самой высокой и самой нижней точками корабля — клотиком и килем — 59 метров. Оба якоря, весом по 7 тонн, находятся в воде и поэтому не видны. Но даже сами якорные цепи весом по 30 тонн каждая выглядят весьма впечатляюще.
Башни главного калибра МК-5бис
Уникальными являются башни главного калибра (ГК) МК-5бис, основное оружие крейсера. От предыдущей модификации башни выгодно отличали дистанционный привод наведения орудий и круговые подхваты для предотвращения опрокидывания. Каждую башню обслуживало от 52 до 68 человек.
Орудия Б-38 калибра 152,4 мм могли поражать морские цели на дальностях до 165 кабельтовых. Высокая точность стрельбы обеспечивалась системой выработки данных «Молния АЦ-6», работой командно-дальномерного поста (КДП) управления главным калибром, РЛС «Киль» и «Залп».
Основной способ стрельбы башнями ГК был смешанный — одновременно применяли данные от артиллерийской РЛС (АРЛС) «Залп» по дистанции и данные по направлению от КДП. Когда башня стреляла на «самоуправлении» (резервный способ стрельбы), использовались данные от дальномеров, установленных на самой башне, и данные от РЛ дальномера «Штаг-Б», он тоже находился на башне.
В начале 80-х годов, после принятия на вооружение дистанционных 152-мм гранат, башни главного калибра крейсера смогли вести огонь по воздушным целям. При разрыве дистанционной гранаты образовывалось облако осколков в форме эллипсоида размером 800 на 400 метров.
Таким образом, МК-5бис стала первой в отечественном флоте универсальной установкой главного калибра.
Заряжание орудий было полуавтоматическим: снаряды и заряды в картузах подавались в боевое отделение элеваторами. Затем снаряды (вес от 52 до 57 кг) досылались в канал ствола электромеханическим прибойником (снаряд входил в канал ствола и «садился» на нарезы на скорости 12 м/с). Заряды (вес от 16 до 24 кг) подавались вручную.
Всего в первой, второй и третьей башнях использовали по 23 электродвигателя, а в четвертой башне — 20 (башня конструктивно расположена ближе всего к погребам с боезапасом). Операции по перегрузке снарядов и зарядов со стеллажей на транспортер и с него в шахту элеватора осуществлялись вручную.
Вокруг надстройки находятся 16 спаренных 37-мм зенитных установок В-11, обладающих скорострельностью до 170 выстрелов в минуту. Чтобы при таком высоком темпе ведения огня не происходило перегрева, установки имели свою систему охлаждения. Эти орудия могли поразить надводную цель (например, плавающие мины) на расстоянии до 4 км, воздушную — до 3 км.
По сути, конструкция представляла собой два автомата типа 70-К (самая популярная автоматическая артустановка советского ВМФ в период Второй мировой войны), расположенных в одной люльке. Система В-11 оказалась настолько удачной, что в период с 1946 по 1957 год было произведено 1872 таких установок.
Каждую из них обслуживали семь человек. Подача обойм (по три патрона в каждой), вертикальная и горизонтальная наводка, механизм стабилизации — все происходило вручную, а значит, не отличалось высокой эффективностью.
30-мм зенитные установки АК-230
Во время последней модернизации на борту «Михаила Кутузова» были смонтированы 30-мм зенитные установки АК-230 с автоматическим наведением по данным радиолокатора — одни из первых советских высокоскорострельных зенитных орудий. На корабле расположено 8 таких установок скорострельностью 1000 выстрелов в минуту.
100-мм башни универсального калибра СМ-5-1С
Стомиллиметровые двухорудийные башни универсального калибра СМ-5-1С предназначены для стрельбы по морским, воздушным и береговым целям.
На корабле находятся шесть таких установок — три по каждому борту.
Под боевым отделением башни имеются стеллажи, на которых вертикально укладывались снаряды первых выстрелов. После объявления боевой или учебной тревоги личному составу требовалось около 45-60 секунд, чтобы занять свои посты. Снаряды для первых залпов хранились в подбашенном отделении. Четыре человека по команде подавали боезапас со стеллажей непосредственно в башню.
В кормовой части крейсера размещен третий якорь — стоп-анкер, который использовали при необходимости во время якорной стоянки.
Вершину второй мачты крейсера венчает антенный пост РЛС обнаружения воздушной и надводной целей «Киль», дальность обнаружения воздушной и надводной целей — до 180 км. Ниже расположены антенный пост станции космической связи «Кристалл-М», с помощью которой осуществлялась устойчивая оперативная связь с КП флота в дальнем плавании крейсера, — прототип современной мобильной связи.
В ходе модернизационного ремонта 1979-1986 годов помимо модернизации артиллерийского вооружения крейсер был оснащен самой современной техникой и аппаратурой связи и управления, что давало ему возможность выполнять функции корабля управления. Установили систему космической связи «Кристалл-М», КСБУ «Центавр», МВЦ-300 «Кентавр».
В кормовой части крейсера на палубе установлены минные дорожки. Они позволяли принять на борт до 68 морских мин различных модификаций.
В настоящее время минные дорожки частично демонтированы. Каждая мина в боевом состоянии весила до 750 кг, сбросом ее в воду занималась команда раскатки (назначалась из личного состава кормовых башен главного калибра). Матросы команды катили тележку с миной в сторону кормы, к специальным скатам. В том месте, где дорожка заканчивалась, мина сбрасывали на ходу корабля за борт.